Обзор зимних шин. Трение в автомобиле

, , Leave a comment

То, что шины должны крепко держать дорогу, нет никаких сомнений. Летом и весной еще ничего, а вот зимой покрытие изменчиво – то снег, то грязь, то сухой асфальт. Да еще и фирмы-производители, как специально, загоняют в тупик широким выбором шин: кроме шипованных на рынке предлагаются так называемые фрикционные, причем двух типов – европейские и скандинавские. С ума можно сойти!

Обзор зимних шин. Трение в автомобиле

Простые истины

Речь пойдет не о конкретных моделях шин, наша задача – выявить преимущества и недостатки каждой из категорий зимних покрышек. В плюсах каждой группы никто не сомневается. Не будь их, самый худший тип исчез бы с прилавков сам собой – кто же будет ездить на барахле!

Главное – правильно оценить условия предстоящей эксплуатации. Более или менее стабильный климат, к сожалению, сохраняется только на Южном либо на Северном полюсах, но там простые автомобилисты редкость. А у нас что ни день, то новое время года. При каждом выезде менять колеса никто, конечно, не станет – поэтому нужно ориентироваться на «золотую середину».

Разновидности зимних шин

Шины шипованные проще всего отличить по «гвоздикам» в протекторе. Порой на рынках встречаются покрышки, специально предназначенные для последующей ошиповки (иногда с отверстиями), но сами они без шипов. Некоторые автолюбители так и называют их - нешипованными, но это не верно.

Нешипуемые, они же фрикционные, предназначены для «белых» (обледенелых и заснеженных) дорог. Профессионалы называют такие шины нордическими или скандинавскими, а в народе они именуются «липучками».

Третья группа - это еще одна категория фрикционных шин – их называют среднеевропейскими, они ориентированы в первую очередь на асфальтовые («черные») дороги и рассчитан на относительно теплую европейскую зиму, а потому и на более высокую скорость.

Два последних типа различить на глаз не так просто – в каждом конкретном случае при покупке лучше проконсультироваться у продавца.

Всесезонные шины – результат многих компромиссов. Хотя и у них есть собственная область использования.

Какие зимние шины нужны именно вам

Увы, шин на все случаи жизни еще не придумали. Поэтому, чем-то жертвовать придется.

Для начала подумайте, по каким дорогам (заснеженным, хорошо очищенным, обледенелым и т. п.) вам надо будет ездить чаще всего, или же сориентируйтесь на те условия, которые вам кажутся более опасными. Также будьте готовы поступиться некоторыми характеристиками – например, «шиповки» сильно шумят.

Для машин без антиблокировочной системы рекомендуется предпочесть шипованные модели, поскольку при блокированных колесах (на льду подобное частенько происходит) шипы цепляются за лед охотнее, чем кромка резины более мягких «липучек».

В отличие от летних, зимние шины желательно выбирать поуже – разумеется, из тех размеров, которые рекомендует вам производитель вашего автомобиля. Также зимой нужно иметь высокое удельное давление на покрытие дороги в пятне контакта – в этом случае шины эффективнее на льду, на укатанном снегу и – особенно! – в лужах и на снежной каше.

Исключением является только глубокий снег: тут предпочтительнее широкие шины, проходимость которых в таких условиях выше.

Трение в машине – враг или друг?

Как известно, источник знаний, – книга, вот она и поможет нам. Берем толстую автомобильную энциклопедию и между ее листами вкладываем страницы журнала. А теперь дергаем журнал за корешок… и медленно поднимаем книгу вместе с ним. Книга не падает, ее удерживает как раз трение – о нем мы сейчас и поговорим.

Силы трения в автомобиле разбились на две группы: одна мешает ему ехать, другая же активно способствует движению. Чем меньше трение, например, поршневых колец о стены цилиндров, зубцов шестеренок друг о друга или шариков об обоймы – тем, ясное дело, лучше. И нагрев не такой сильный, и шума меньше, и топливо экономится. Но если мы попробуем представить себе диски, полностью избавленные от трения: автомобиль с ними вообще не тронется! То же самое относится к покрышке: не будь трения шин о покрытие, машина беспомощно соскользнула бы под горку до первого препятствия (это и случается в гололед).

Мотор мотором, но для езды автомобилю необходима именно сила трения, со стороны дороги приложенная к колесам. Трение это пропорционально давлению одной поверхности на другую. А пропорциональность эта зависит от материалов поверхностей и степени их шероховатости – не просто так специалисты все время разрабатывают новые резиновые смеси для шин. На сегодняшний день средний тормозной путь составляет почти 40 м (иногда и 30), а старенькие машины проползали до остановки метров 50 - 60 и более. Сразу скажем, что это трение также необходимо и для разгонной динамики.

А как лучше разгоняться (тормозить) – без проскальзывания колес или юзом? В обычных случаях второе предпочтительнее: трение покоя больше трения скольжения. Это и есть причина появления антиблокировочной системы и систем ограничения тяги. Вторая причина в том, что, когда скольжение возникает в одном направлении, его трение полностью пропадает в другом – и автомобиль становится неуправляемым: когда колесо пошло юзом, поворот руля уже не действует на него. Стоит отметить, что на размытой дороге нагруженный автомобиль буксует меньше пустого. Выбраться порой помогает и дополнительная загрузка на ведущие колеса.

А вот дрегстеры, которые показывают чудеса разгона, наоборот, стартуют в клубах дыма от беспомощных, казалось бы, шлифующих покрытие колес. Секрет в том, что часть резины от сильного нагрева быстро прикипает к асфальту и здесь мы наблюдаем уже трение резины о резину. И в этом случае коэффициент куда больше!

Следующий момент, когда трение помогает водителю, – применение лебедки, трос от которой негде зацепить. Впрочем, если вы сможете обернуть его вокруг столба или дерева, то даже узел не придется завязывать: свободный конец и ребенок удержит. А если троса хватит на 2 обхвата, то и ребенок не потребуется: чем сильнее автомобиль будет сопротивляться, выбираясь из трясины, тем выше будет давление троса на дерево и тем сильнее между ними трение. Да таким способом не то, что автомобиль – корабль можно удержать. Когда-то об этом писал Жюль Верн в произведении «Матиас Шандор». Там крепкий мужчина сумел корабль удержать. Хотя на самом деле и хрупкой девушки хватило бы – ей бы трение помогло.

Еще несколько примеров вредного и полезного трения – в салоне автомобиля. То, что между сиденьем и пятой точкой, безусловно, полезно. А то, что возникает между одеждой и ремнем безопасности – вредно: оно мешает выбрать слабину катушке и ослабляет эффективность ремня. Тут на помощь приходит пиротехнический преднатяжитель, преодолевающий это трение. Такие приспособления нужны при наличии эйрбегов – в ином случае даже небольшой слабины достаточно, чтобы разбиться о сработавшую подушку.

Теперь рассмотрим тормозные колодки, которые однозначно голосуют за трение: они ведь просто бессильны без него. Впрочем, где трение, там и неслабый нагрев, который, несомненно, мешает, – но куда деваться? Гайки с болтами также за трение: без него они не усидят на месте. Правда, когда откручиваешь приржавевшие соединения, думается совсем наоборот.

Выходит, машине от трения пользы куда больше, чем вреда. Но все-таки приятно помечтать об автомобиле, который, двигаясь по инерции, вообще не потреблял бы топливо.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz