Firebird 1 – GM XP-21 (1954 год)

, , Leave a comment

1954 год. Годом ранее летчик испытатель ВВС США Чарльз Йегер впервые в истории разогнался до скорости в 2,5 раза превышающей скорость звука. На атолле Бикини Америка испытывает мощнейшую в истории водородную бомбу, а Дженерал Моторс (General Motors) готовится запустить собственную бомбу - GM XP-21 Firebird.

Firebird 1 – GM XP-21 (1954 год)

Файрберд-1 в то время был первым автомобилем с газотурбинным двигателем, спроектированным и выпущенным в США. Он считался высокотехнологичным. В ту эпоху газотурбинный двигатель был только у самолетов. И, как видите, этот автомобиль безумно напоминает самолет. Благодаря дизайну и технологиям эта машина оказалась на пике внимания. Она стала огромным плюсом для имиджа Дженерал Моторс. С точки зрения технологии это был не просто автомобиль, а скорее болид.

XP-21 Firebird был детищем легендарного дизайнера GM – Харли Эрла (Harley Earl). Не секрет, что на дизайн концепткаров той эпохи сильно повлияла аэронавтика: мощные плавники, прозрачные кабины. Однако команда Харли Эрла вывела XP-21 Файрберд в новые слои стратосферы.

В этом проекте не было никаких намеков. Это был буквально самолет на колесах. Харли Эрл обладал едва ли не ясновидением, он словно видел будущее в хрустальном шаре. История этой машины весьма любопытна. В то время самолет был главной темой дня. Все с головой погрузились в межконтинентальные перелеты.

Полеты, в принципе, вдохновляли людей, что доказывает облик этой машины. Подойдите к машине, и вы сразу же увидите влияние самолетного дизайна - от рычагов до фонарей. Салон тоже напоминает кабину пилота. Возьмите хотя бы приборы: даже руль сделан по образу и подобию штурвала.

В задней части автомобиля находится турбина, или газотурбинный двигатель. Отличительной чертой этого двигателя, помимо того, что он является газотурбинным, является искусная работа мастеров, создавших его в начале 50-х. Абсолютно весь, включая сварочные швы, этот двигатель является чудом человеческого мастерства.

Форма задней части корпуса аэродинамична, и очень напоминает самолет.

Firebird 1 – GM XP-21 (1954 год)

Стоит обратить внимание на индикатор скорости – спидометр. Также у автомобиля есть закрылки, которые открываются при торможении. В задней части расположена выхлопная система - опять-таки намек на авиацию. От нее исходит жар, как от турбины реактивного самолета; рядом с ней стоять не стоит.

Множество концепткаров 50-х годов обладало выразительностью, но на деле они оказывались пустышками. Они походили на самолет, но ездили как машины, если вообще ездили. Однако XP-21 Файрберд был совершенно иным. Он не ездил, он летал по дорогам, и это было революцией. Файрберд не только был похож на самолет, но благодаря двигателю он ездил соответствующим образом.

По сути, газотурбинный двигатель очень похож на мельницу: дует ветер, и лопасти крутятся. Газотурбинный двигатель выдает высокую температуру, около 870 °C. Он продувает горячий газ через внутреннюю мельницу. Она подсоединяется к трубке, ведущей к трансмиссии, и благодаря этому машина движется вперед.

Газотурбинные двигатели уникальны тем, что они работают на любом топливе - газолин, керосин, нефть. Еще одна интересная деталь – очень высокий крутящий момент. Он потребовал специальной разработки. Его рабочая частота вращения около 35000 оборотов в минуту, это при том, что у обычных двигателей 15000 оборотов в минуту.

Firebird 1 даже звучит, как самолет, небольшой, частный, наподобие лирджета (Learjet). Да, он звучит как самолет, так же пахнет и крутящий момент у него, как у самолета.

При создании мощного реактивного самолета на колесах возникла одна проблема: хватит ли кому-нибудь смелости сесть за его штурвал? Было сложно понять, едет ли XP-21 Файрберд или летит. Было очевидно, что с управлением этим концепткаром рядовой продавец из автосалона не справится. У инженеров JM возник вопрос: кого нанимать, шофера или пилота?

Firebird 1 – GM XP-21 (1954 год)

Файрберд 1 - концепткар с газотурбинным двигателем - это вам не ведро на колесах! Для его испытаний нужно было найти правильного человека. В конце концов, за руль этой ракеты на испытательном полигоне GM в Аризоне сел супервайзер проекта Эмметт Конклин (Emmett Conklin). Он лично разрабатывал концепцию автомобилей на турбодвигателе, поэтому выбор и пал на него. Но был еще один испытатель – человек совершенно иного уровня. Большую часть испытаний проводил знаменитый гонщик Мори Роуз (Mauri Rose). Так что на снимках и видеороликах за рулем Файрберда сидит Мори Роуз – гонщик, трехкратный чемпион гонок в Индианаполисе. На треке были и другие гоночные автомобили, благодаря чему он быстрее мог понять, на что способна его машина.

Так почему же американцы не летают по улицам на таких ракетах?

Инженерные находки, сделавшие Firebird 1 столь уникальным стали причиной лишившей его возможности массового производства. Газотурбинный двигатель обладает уникальными способностями, но это очень дорогой двигатель. Его массовое производство потребовало бы создания новой линейки машин, которые должны были бы иметь приемлемую стоимость.

Еще один минус – мощность автомобиля. Обычно двигатель выдает 15000 оборотов в минуту, у этого же 35000 с лишним – это огромный рывок в два с лишним раза. Такую частоту вращения довольно сложно перевести в мощность трансмиссии или в мощность на валу. Так что в городе, где особенно не разгонишься, такому двигателю приходится сложнее, чем обычному поршневому двигателю. Но для поездки на большие расстояния газотурбинному двигателю просто нет цены.

И получилось, что XP-21 Файрберд был только один. Более 10-ти лет спустя Файрберд попытались воспроизвести в более мягкой форме, в виде Понтиака Файрберд (Pontiac Firebird) 1967 года. Но их схожесть заключалась лишь в названии. Файберд-1, как его потом назвали, в массовое производство не поступал. Однако наследие этого концепткара было поистине богатым.

В течение следующих лет Дженерал Моторс выпустили еще две модели Файрберд на турбинном двигателе. Это газотурбинное трио дарило вдохновение целому поколению дизайнеров. Несомненно, дизайн плавника с каждым годом становился все более и более безумным. И многие винят в этом влияние Файрберда. Почти каждая модель GM 1959 года отличается огромным плавником.

Изначально на дизайн плавника опять-таки повлияла авиация. Взять хотя бы знаменитый самолет B-38, участвовавший во Второй мировой. Возможно, именно благодаря ему образ самолета и был перенесен в дизайн автомобиля.

Каждый концепткар получает свои 15 минут славы, но далеко не каждый выживает. Файрберд 1 выжил. На самом деле он никогда и не покидал GM. За него могли бы отдать астрономическую сумму, если бы его выставили на аукцион. Однако один из главных героев автомобильной истории не продавался. Для GM этот автомобиль играл огромную роль. Благодаря его успеху были созданы две другие модели – Файрберд 2 и Файрберд 3. Машины, которые отправляли на свалку, на самом деле изначально не были такими уж интересными. Но Файрберд и подобные ему были сохранены.

Сейчас народ реагирует на этот автомобиль довольно положительно. Молодежь при виде его не может поверить, что такое возможно, что такие технологии существовали уже в 1954 году.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
wpDiscuz